Синдром отмены: вынужденная изоляция

Синдром отмены: вынужденная изоляция

Синдром отмены знаком тем, кто бросает курение, наркотики или лекарства.

Но что если посмотреть на то, как синдром отмены скажется на детях, которым по итогам вынужденной самоизоляции придется возвращаться в прежний формат обучения?

Если коротко описать, что такое синдром отмены – то это реакция организма на отмену интенсивного употребления или значительное снижение употребления лекарств, психоактивных веществ и пр. И основные виды такого синдрома: лекарственный, наркотический, никотиновый, алкогольный и гармональный.

Я предлагаю порассуждать о новом виде, с которым скоро всем предстоит познакомиться «дистанционно - учебный».

Сегодня о том, что предшествует дистанционно – учебному синдрому отмены. 5 стадий:

 

  1. Ребенок расслабляется.

Учитель для школьника – авторитет. У него свои методы поощрения и наказания, которые выражаются в балло-рейтинговой шкале оценок.

Родитель для ребенка – авторитет. И у него свои методы.

Зоны ответственности разделены. Учащийся привык ожидать реакции на свои действия или бездействия от родителей или учителей в разной манере. Но внезапно все перемешивается.

Ученик оказывается в домашней обстановке, бухте спокойствия и отдыха после школы. Каждый элемент интерьера (диван, кровать, кресло, телевизор, обеденный стол) имеет стойкую и выработанную годами ассоциации с расслаблением. Сидишь на диване – рука тянется к телефону, лежишь на кровати –засыпаешь, садишься за обеденный стол- усиливается аппетит. В этом пространстве никто не оценивает твои действия по 5-балльной системе. Вокруг родители и другие родственники, основной принцип у которых «БЕЗусловная любовь». И ребенок расслабляется, потому что так и должно быть.

  1. Ребенок привыкает.

Перестроиться сразу не получается ни у одного члена семьи. Потому что для всех участников это шок и отсутствие опыта. Родители продолжают ходить на работу и решать насущные проблемы. В их расписании не появилось больше свободного времени и меньше обязанностей. Поэтому они рассчитывают, что их чадо адаптируется и, более того, сохранит прежний порыв к обучению. И этого не происходит. И пока выяснится, что не так и как с этим бороться, проходит несколько дней. И за это время ребенок привыкает.

  1. Ребенок сопротивляется

И так, родители начинают брать ситуацию в свои руки. У них нет педагогического и психологического образования, они понятия не имеют о системе мотивации в образовании, в их глазах ежедневно маячат требования по предметам с дедлайном в несколько часов. Поэтому они используют тот арсенал средств, который имеется в запасе. У каждого свой.

Вот только этот арсенал не подходит для целей обучения. Это как если вы приедете в Италию и попытаетесь зарядить телефон с российской зарядкой. Вилка и розетка не подходят друг другу, как бы сильно вы не пытались ее туда затолкнуть. И ребенок сопротивляется.

 

  1. Вы находите компромисс.

В какой-то момент родитель понимает, что он не всесилен. Выражается это по-разному: от «это обязанность учителя» до «превыше всего моя любовь к ребенку». И начинается этап приспособления. Будь то снижение нагрузки по возможности, помощь ребенку с уроками, перераспределение времени на учебу/отдых (чаще в пользу первого), использование ГДЗ и т.д.  Двухсторонний компромисс. Потому что каждая сторона (родитель, ребенок) хотят в этой ситуации выжить, а трудные времена просто пережить.

 

  1. И, наконец, последняя стадия – отмена.

Приходит время закончить этот режим вынужденной изоляции. И в текущей ситуации это два сценария:

5.1. Заканчивается учебный год и ребенок уходит на каникулы.

5.2. Ребенок возвращается в стены школы в прежний режим.

Что произойдет дальше, почитаем в следующей статье.