Дистанционно-учебный синдром
Мы описали 5 стадий предшествующих синдрому отмены: расслабление, привыкание, сопротивление, компромисс и отмена. И 2 возможных сценария продолжения образование в ключе текущей ситуации самоизоляции при мировой пандемии: возвращение в школу и уход на каникулы.
Здесь стоит отменить разницу времени летних каникул в разных странах. Если в России последний звонок- это двадцатые числа мая, то в Японии – это март, Испания – июнь, Египет- июль и т.д. Так же как и начало нового учебного года: сентябрь в России, август в Финляндии, март в Южной Корее и т.д.
Поэтому и решение на государственном уровне о продолжении образования в период пандемии принимается в каждой стране по-своему. Среди вариантов: досрочного завершение учебного года, перенос части программы на следующий учебный год, продолжение образования по графику в формате дистанционного образования.
Дети на этот процесс не влияют. Процесс влияет на детей. Рассматривая достоинства и недостатки перехода на каникулы к возвращению в школу, следует принимать плюсы каникул за минусы школы и соответственно наоборот.
Каникулы:
Плюсы:
- Дети переходят в режим отдыха в привычном для них графике года. Если за 5-10 лет ребенок привыкает, что с наступлением лета с него снимается учебная нагрузка, то протянуть апрельские-майские занятия на дистансе он морально готов.
- Ребенок заканчивает год с лучшей успеваемостью, чем в обычном школьном формате. Потому что всю последнюю четверть он использовал возможности свободного доступа в интернет при решении проверочных и контрольных работ. Думаю, что статистические данные по успеваемость в условиях пандемии позднее это покажут.
- Свежий воздух. После месяцев в замкнутом пространстве можно набегаться, нагуляться и наобщаться.
Минусы:
- Ситуация неопределенности у старшеклассников. Поскольку у них предполагается сдвиг выпускных экзаменов и непонятная ситуация с экзаменами на прием в университет, возрастает внутренняя напряженность и стресс.
- Эта ситуация создаст неравные условия для поступления в ВУЗ у столичных детей и детей из провинции. Потому что у первых наличие более развитой технической оснащенности дает преимущество в более качественной подготовке к экзаменам.
- Потеря работоспособности и концентрации. В период изоляции она уже снизилась, а подкрепление тремя месяцами безделья приведет еще к большему напряжению в освоении материала в новом году.
Школа
Плюсы:
- Безопасность детей. Они снова в учебное время под ответственностью школы. Родители могут не беспокоиться, чем занят их ребенок, пока они на работе.
- Еще раз плюс для родителей: с них снимается ответственность за обучение ребенка, грамотную подачу для него учебного материала.
- Равный доступ к образовательным материалам, прямая и быстрая обратная связь с учителем.
Минусы:
- Снова сбитый режим сна и необходимость раннего подъёма.
- Увеличение учебной нагрузки, поскольку происходит одновременное возвращение к кружкам, секциям и внеклассным занятиям. Времени на учебу становится меньше.
Выводы о том, к чему приводит синдром отмены:
- При нарушении процесса обучения возникает стресс. Возврат к прежней системе обучения заставит школьников еще раз перестраиваться.
- Обида из-за несправедливой оценки знаний. Ученики, полагающиеся на собственные знания, проигрывают отстающим, которые использовали все уловки дистанционной аттестации.
- Обратная сторона: отстающим приходится вновь возвращаться в классе к объективной аттестации и из-за этого возможно повышение агрессии.
- Рост недовольства у родителей из-за непонимания ситуации: почему при домашнем обучении успеваемость выше, чем при классной работе? Значит учитель субъективен, потому что мой-то ребенок самый умный.
- Нарушение питания. С домашних обедов, постоянных перекусов и более высокого качества питания ребенок возвращается к школьной столовой или вендинговым автоматам. Это создает дополнительную нагрузку на организм.
- Домашние обязанности никто не отменял. Пылесос становится объектом ненависти, поскольку сейчас ну уже совсем не до него.
- Получение длительного дистанционного образования наводит родителей на мысль о переходе на семейное или заочное обучение. Это может быть плюсом для ребенка, если он хорошо сам осваивает образовательную программу, и минусом, если надежды на самообразование со стороны родителей были преувеличены.
- Описанные минусы как каникул, так и возвращения в школу, являются причинами нарастания тревожности ребенка, которые приводят к психосоматическим расстройствам и болезням.