Дистанционно-учебный синдром

Дистанционно-учебный синдром

Мы описали 5 стадий предшествующих синдрому отмены: расслабление, привыкание, сопротивление, компромисс и отмена. И 2 возможных сценария продолжения образование в ключе текущей ситуации самоизоляции при мировой пандемии: возвращение в школу и уход на каникулы.

Здесь стоит отменить разницу времени летних каникул в разных странах. Если в России последний звонок- это двадцатые числа мая, то в Японии – это март, Испания – июнь, Египет- июль и т.д. Так же как и начало нового учебного года: сентябрь в России,  август в Финляндии, март в Южной Корее и т.д.

Поэтому и решение на государственном уровне о продолжении образования в период пандемии  принимается в каждой стране по-своему. Среди вариантов: досрочного завершение учебного года, перенос части программы на следующий учебный год, продолжение образования по графику в формате дистанционного образования.

Дети на этот процесс не влияют. Процесс влияет на детей.  Рассматривая достоинства и недостатки перехода на каникулы к возвращению в школу, следует принимать плюсы каникул за минусы школы и соответственно наоборот.

Каникулы:

Плюсы:

  1. Дети переходят в режим отдыха в привычном для них графике года. Если за 5-10 лет ребенок привыкает, что с наступлением лета с него снимается учебная нагрузка, то протянуть апрельские-майские занятия на дистансе он морально готов.
  2. Ребенок заканчивает год с лучшей успеваемостью, чем в обычном школьном формате. Потому что всю последнюю четверть он использовал возможности свободного доступа в интернет при решении проверочных и контрольных работ. Думаю, что статистические данные по успеваемость в условиях пандемии позднее это покажут.
  3. Свежий воздух. После месяцев в замкнутом пространстве можно набегаться, нагуляться и наобщаться.

 

Минусы:

  1. Ситуация неопределенности у старшеклассников. Поскольку у них предполагается сдвиг выпускных экзаменов и непонятная ситуация с экзаменами на прием в университет, возрастает внутренняя напряженность и стресс.
  2. Эта ситуация создаст неравные условия для поступления в ВУЗ у столичных детей и детей из провинции. Потому что у первых наличие более развитой технической оснащенности дает преимущество в более качественной подготовке к экзаменам.
  3. Потеря работоспособности и концентрации. В период изоляции она уже снизилась, а подкрепление тремя месяцами безделья приведет еще к большему напряжению в освоении материала в новом году.

 

Школа

Плюсы:

  1. Безопасность детей. Они снова в учебное время под ответственностью школы. Родители могут не беспокоиться, чем занят их ребенок, пока они на работе.
  2. Еще раз плюс для родителей: с них снимается ответственность за обучение ребенка, грамотную подачу для него учебного материала.
  3. Равный доступ к образовательным материалам, прямая и быстрая обратная связь с учителем.

 

Минусы:

  1. Снова сбитый режим сна и необходимость раннего подъёма.
  2. Увеличение учебной нагрузки, поскольку происходит одновременное возвращение к кружкам, секциям и внеклассным занятиям. Времени на учебу становится меньше.

 

Выводы о том, к чему приводит синдром отмены:

  1. При нарушении процесса обучения возникает стресс. Возврат к прежней системе обучения заставит школьников еще раз перестраиваться.
  2. Обида из-за несправедливой оценки знаний. Ученики, полагающиеся на собственные знания, проигрывают отстающим, которые использовали все уловки дистанционной аттестации.
  3. Обратная сторона: отстающим приходится вновь возвращаться в классе к объективной аттестации и из-за этого возможно повышение агрессии.
  4. Рост недовольства у родителей из-за непонимания ситуации: почему при домашнем обучении успеваемость выше, чем при классной работе? Значит учитель субъективен, потому что мой-то ребенок самый умный.
  5. Нарушение питания. С домашних обедов, постоянных перекусов и более высокого качества питания ребенок возвращается к школьной столовой или вендинговым автоматам. Это создает дополнительную нагрузку на организм.
  6. Домашние обязанности никто не отменял. Пылесос становится объектом ненависти, поскольку сейчас ну уже совсем не до него.
  7. Получение длительного дистанционного образования наводит родителей на мысль о переходе на семейное или заочное обучение. Это может быть плюсом для ребенка, если он хорошо сам осваивает образовательную программу, и минусом, если надежды на самообразование со стороны родителей были преувеличены.
  8. Описанные минусы как каникул, так и возвращения в школу, являются причинами нарастания тревожности ребенка, которые приводят к психосоматическим расстройствам и болезням.