Лень подростков. Что делать?

Лень подростков. Что делать?

    Сложно сказать, когда начинается лень. Она точно никогда не заканчивается. И если во взрослом возрасте она попадает под разные шаблоны прокрастинации, над ней начинают работать, отрабатывая методы улучшения эффективности тайм-менеджмента, то с подростковым возрастом все сложнее.

 Причины лени у подростков могут быть разные:

  • Перегрузка в школе
  • Проблемы со здоровьем
  • Разный темп жизни и темперамент среди различных подростков

    Ошибочные действия родителей, которые со своей стороны «хотят сделать как лучше», «чтобы ребенок вырос нормальным человеком», а со стороны другого родителя и уж тем более самого ребенка «перегибают палку»:

  • Накричать
  • Применить физическое наказание
  • Ожидание идеала

    Вернемся к истокам. Проявление самостоятельности у ребенка начинается в возрасте 3х лет. Он же период «Я сам», он же «Кризис 3х лет».


    Тройка не только сакральное числом во многих учениях и религиозных направлениях. Она даже для родителей-атеистов и всех, кто не особо интересуется нумерологией,  проходит красной нитью от самого начала:
 - первый серьезный пренатальный скрининг 3х месяцев (и далее каждые 3 месяца), когда зашкаливают волнения от наличия патологий развития в результатах УЗИ;
- сам период беременности 3х3 месяцев;
-  колики, начинающиеся в среднем с 3х недель и продолжающихся до 3х месяцев;
- как только заканчиваются колики, в 3 месяца начинают прорезываться зубы;
- кризисы 3, 6, 12, 18 лет.
и т.д.

 

    Ребенок обретает всю большую самостоятельность, индивидуальность, учится возражать, повторяет за родителями простейшие действия, чтобы в следующий раз обойтись без них. И сами родители этим начинаниям до определенного момента рады, пока…. Пока эта самостоятельность не идет в разрез с их правилами, видением «как должно быть». И к подростковому возрасту  разница достигает критического значения, когда ребенок встает перед выбором: положиться на авторитет родителей и довериться им; или рискнуть и сделать все по своему. Про авторитет родителей в этот период следует написать в отдельной статье, поскольку тема достаточно сложная и оставаться значимой персоной для своего ребенка в эти годы становится сложно.

    И вот пока ответственность за свои поступки, особенно за ошибки в этих поступках, полностью не лежит на плечах подростка, он делает выбор не начинать действий, если это может сделать кто-то другой. Живя в родительской семье – это сами родители или братья/сестры. В своей семье ответственность может быть переложена на партнера по браку или детей. Делать то, что не хочется, становится с годами все легче.

    Вернемся к подростковому возрасту. Это уже не тотальное покровительство со стороны родителей и обеспечение их жизни всем необходимым. Но еще и не взрослая безответственная жизнь. Это период, когда на ребенка взваливают ожидания. И чем выше запросы окружения, тем больше давления на подростка.

Как ему помочь:

1.       Довериться стилю его исполнения.

2.       Стать для него авторитетом без показательных выступлений.

3.       Проявить внимание к тому, что мотивирует вашего ребенка достигать то, что ему необходимо.

4.       Снизить требовательность. Перфекционизм свойственен не всем.

5.       Связать его цель в жизни и то, что он делает сейчас, одним вектором. Не забывать и не умалять полученный опыт, даже если в настоящий момент он кажется не нужным. Выпишите качества, которым обладает ребенок сейчас, и постарайтесь смоделировать, как они пригодятся ему в будущем. Огибая стандартные шаблоны, ищите что-то индивидульное и интересное в первую очередь самому подростку.

6.       Если какие-то методы достижения задуманного не работают, проведите с подростком мозговой штурм. В его персональном арсенале могут быть нелогичные, но весьма продуктивные способы «сделать как лучше».

7.       Не хватайтесь за глобализм, особенно если это не свойственно типу вашего ребенка. Сражаясь за качества, которые способны изменить мир, можно упустить элементарные навыки, способные сделать подростка немного счастливее в сегодняшнем дне, помогающие совершить «маленькие победы» небольшими шагами.

8.       И уже если вы обнаружили, что ваш ребенок относится к типажу, когда лучше 1 задача, но выполненная идеально, тогда, и то постепенно, увеличивайте масштаб цели.